БЛОГ МИХАИЛА КИЧАНОВА

Некоторые моменты

Previous Entry Share Next Entry
Изобретательный да Винчи
kimish_v
Ровно неделю назад, в воскресенье 10 февраля, сходил на выставку «Гений да Винчи». Экспозиция разместилась на трех этажах Художественного музея и включила в себя воплощенные в дереве изобретения из дневников-кодексов Леонардо да Винчи, пару десятков полотен анатомических рисунков, репродукции его картин, и, конечно же, великую «Мону Лизу». Под величайшую картину человечества организаторы выделили сразу три зала, где женский портрет представлен во всей красе: в цельном и расчлененном виде, аутентично – на деревянной доске за толстым стеклом, и масштабировано, в привычном зеленом и родном голубом цветах.



105639_original

Наверное, если бы не прочил репортаж о выставке на НГС, то моя встреча с наследием Леонардо не состоялась, и я бы, не то, что много потерял, скорее не приобрел. Но все по порядку.

Музей встретил нас (компанию мне составил Саша Месаркишвили) длиннющей очередью в гардероб. Сначала показалось, что люди стоят в кассу или же музей до отказа набит посетителями, и в залы пускают порционно, как в лучших галереях мира. Но нет, несмотря на работу сразу двух гардеробщиков очередь двигалась крайне медленно. Показалось, что музей не готов к такому количеству желающих приобщиться к великому. Неспешно отпускали билеты и бабушки-кассиры. Действительно, куда спешить, подождут, чай не дворяне. Примерно минут через 20 мы прорвались в первый зал, и я снял крышку с объектива. За 50 рублей, дополнительно внесенных в кассу, я получил право фотографировать любой экспонат выставки, причем со вспышкой. Явление уникальное! Главное – разумное: деревянные макеты и репродукции от света вспышки свои качества, в отличие от произведений искусство, не теряют. Но если бы мне запретили фотографировать со вспышкой, то, значит, я зря брал с собой зеркалку, чьи значения ISO не позволяют делать четкие снимки внутри помещений.

книжка

Самое большое место в экспозиции занимают деревянные модели, созданные по чертежам Леонардо.

Изобретения1

Некоторые из инженерных изобретений ученого опередили прогресс на 400-500 лет, и были воплощены только в ХХ веке. Это предтечи танка, подводной лодки, самолета, подъемного крана, самоходной машины… Однако эта часть выставки мне оказалась совсем неинтересна. Нет во мне инженерного начала. Хотя какие-то устройства по-детски захотелось покрутить.


Изобретения2

Самое любопытное ждало меня на третьем этаже. Я давно полюбил анатомические рисунки Леонардо да Винчи, их почти фотографическую реалистичность, и завораживающий с завитками и палочками почерк автора в записях под изображениями. Писал он шиворот-навыворотзеркальным способом.

Анатомия

Эти десятки работ, многие из которых хранятся в Британии, можно разглядывать часами. Считается, что именно Леонардо впервые осознал и изобразил
S-образную форму человеческого позвоночника. Вроде как студенты медицинских факультетов по-прежнему изучают анатомию по рисункам гения эпохи ренессанса. Кстати, ту костно-мышечную анатомию, которую да Винчи рисовал в XV-XVI веках, в конце ХХ – в органической натуре воссоздал немецкий ученый Гюнтер фон Хагенс.

Самые интересные залы выставки, конечно же, посвящены Моне Лизе (1503-1505), или Джоконде. Секреты великой картины зрителям открывает французский инженер Паскаль Котте, которому несколько лет назад позволили сфотографировать шедевр совершенно голым, то есть без рамы и толстого пуленепробиваемого стекла, защищающего картину от вандализма. Месье Котте разработал особую фотокамеру с разрешением 240 мегапикселей, что позволило сделать уникальные по качеству снимки.

Мона2

Их анализ привел к удивительным открытиям. Оказывается, Леонардо создал Мону Лизу в голубых (лазуритовых) тонах,

DSC_0076

а позеленела она много позже, в результате реставраций и нанесения лака; что сидит она на стуле, а не висит в пространстве; что в руках девушка держит покрывало, а не просто праздно сложила ручки; что изначально лицо Лизы украшали брови и ресницы… В общем, есть на что посмотреть и о чем подумать. В деталях можно рассмотреть и фон картины, и фрагменты лица, и, наконец, аутентичную копию портрета, выполненную на доске – точь-в-точь, как в Лувре.

Мона1

Некоторые посетители садились напротив повторения и смотрели на него, как на подлинник – всматриваясь в детали, стараясь запечатлеть шедевр в памяти навсегда, и в целом, и в деталях.


Помимо искусства Леонардо в его в пластических изобразительных формах, наследие итальянца представлено и в видео-уроках. Для этого выделено несколько небольших помещений, где в режиме нон-стоп транслируется история и значения «Витрувианского человека» (1490-1492), фрески «Тайная вечеря» (1495-1498, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане), Моны Лизы. Наглядно и интересно!

DSC_0012a

Экспозиция настолько мне понравилась, что я подумываю сходить на нее еще раз, благо, что до середины апреля, когда выставку закроют (организаторы говорят – «навсегда»), есть еще время.

?

Log in